Интеллектуальная среда дистанционного обучения и дизайна
http: econom.misis.ru, fdisto.misis.ru; e-mail: vaosadchy@yandex.ru
На главную Контакты
Образовательная среда

    В Институте экономики и управления промышленными предприятиями, на факультете дистанционного обучения Национального исследовательского технологического университета МИСиС (http: //econom.misis.ru, //fdisto.misis.ru) разработана и эксплуатируется в течение нескольких лет программа (Internet-приложение) для обучения студентов с применением глобальной компьютерной сети Internet. Компьютерная оболочка создана в среде Microsoft Visual Studio 2010 на языке C# с использованием новейшей архитектуры (.NET), технологий объектного Web-программирования, базы данных Microsoft SQL Server Database. Это позволяет использовать её в учебном процессе как внутри университета, так и при обучении удалённых учащихся по сети Internet. В качестве клиентского приложения используется обычный браузер.

     Функциональная схема системы

    Презентация

    Основные возможности и особенности системы:

        - категории пользователей - обучающиеся (студенты), преподаватели, администраторы (методисты, инженеры контрактного отдела, руководители, наблюдатели, системные администраторы), зарегистрированные пользователи, гости со своими функциональными возможностями и правами доступа к информации;
        - обучение как с использованием групп и учебных планов, так и индивидуальное;
        - возможность обучения с использованием различных схем - с выдачей индивидуальных заданий и тестированием;
        - возможность организации обучения по индивидуальным траекториям с выдачей учебных материалов порциями с промежуточным тестированием, определением рейтинга и др.;
        - учебные программы дисциплин, пособия (лекционный материал), термины и понятия, дополнительные материалы по курсу, задания, тесты;
        - предоставление материалов общего характера (нормативных материалов, сканированных источников и т.д.);
        - поисковая система слов и словосочетаний;
        - возможностью использования мультимедиа;
        - выполнение расчётных лабораторных работ с оценкой результатов, предварительным и заключительным тестированием;
        - тестирование с использованием 9-видов вопросов;
        - контроль и фиксация продолжительности и характера работы пользователей, выполняемых действий;
        - возможность предоставления услуг зарегистрированным пользователям (помимо обучающихся);
        - применение вычислительных модулей с графическим представлением результатов расчётов;
        - обеспечивается высокая степень защиты структурированной и неструктурированной информации (хранится на диске в зашифрованном виде и распаковывается программой по частям в оперативной памяти и др.), а также программы (проверка легальности установки и др.), что даёт возможность свести к минимуму опасность несанкционированного копирования даже лицами, имеющими доступ к серверу;
        - учёт вносимых изменений (автор, дата-время);
        - звуковая реакция системы, оценивающая действия пользователей;
        - фрагментарная подсказка.

    Учитывая недостаток непосредственного взаимного контакта при дистанционном обучении между обучающимися, преподавателями и администрацией система снабжена средствами общения:

        - встроенным E-mail;
        - файлы могут пересылаться как прикреплёнными к E-mail-сообщениям, так и непосредственно в отдельные папки или из них;
        - обеспечена возможность "вывешивания" объявлений (сообщений);
        - при работе, там где это имеет смысл, пользователь видит фотографию предполагаемого собеседника.

    Отличительные особенности образовательной среды Dist (econom.misis.ru):
  1. Обучение по траекториям со сроками выполнения различных мероприятий и возможной дифференциацией по способностям обучающихся.
  2. Различные виды тестовых вопросов с элементами анализа текста, включая задачи с формированием практически неповторяющихся вопросов без программирования.
  3. Преобразование текста вопроса исключающее копирование для автоматического поиска.
  4. Автоматическое определение сложности вопроса по результатам предшествующих ответов.
  5. Программное формирование тестов из вопросов, на которые не были даны правильные ответы для ликвидации пробелов в знаниях.
  6. Отслеживание возможного несамостоятельного тестирования.
  7. Независимое и подтверждающее тестирование.
  8. Встроенный лабораторный практикум.
  9. Отслеживание сроков выполнения мероприятий.
  10. Расчёт текущего (внутрисеместрового) рейтинга по каждой дисциплине.
  11. Ежемесячные аттестации.
  12. Анализ усвоения различных тем как отдельными студентами, так и всеми.
  13. Возможность проведения конкурсов.
  14. Встроенная библиотека (около 7000 наименований) и видеотека (300 наименований).
  15. Минимальная нагрузка на преподавателей.
  16. Информативность.
  17. Нет необходимости раздавать пароли студентам.
  18. Доступ родителей для контроля успеваемости детей.
  19. Повышенная защита информации.
  20. Наличие расчётной системы для выполнения научных исследований.

    Типичные компоненты:

  1. Работа в сети Internet, защита от сбоев.
  2. Авторизованный вход различных категорий пользователей.
  3. Структурированные учебные материалы с использованием мультимедийных фрагментов.
  4. Тестирование с автоматическим формированием заданий.
  5. Формирование заданий, выбор тем рефератов, курсовых работ.
  6. Журналы преподавателей.
  7. Использование балльно-рейтинговой системы.
  8. Различные виды коммуникаций.
  9. Хранение протоколов тестирований, выполнения лабораторных работ, действий пользователей.
  10. Наличие фрагментированной подсказки.

    Разработанная система отражает как традиционную структуру обучения в высших учебных заведениях с использованием групп студентов, специальностей и учебных планов, так и современные тенденции перехода к дистанционному обучению, т.е. возможность обучаться в любое время и в любом месте, по индивидуальным планам и графикам.

    Программа позволяет организовать дистанционное обучение через Интернет, отслеживать контингент студентов, предоставлять обучаемым методические и справочные материалы, электронные учебники, списки терминов, выдавать задания, проводить тестирование в соответствии с учебными планами, а также добавлять в систему учебные и вспомогательные материалы. При этом могут быть использованы как общие учебные планы (для группы), так и индивидуальные. Наряду с этим пользователям предоставляются средства общения - справочник e-mail-адресов, возможность обмена файлами, а также поисковая система. Вся информация хранится на сервере в базе данных и в виде зашифрованных HTML-файлов, что позволяет в полной мере использовать широкие возможности по оформлению материала - шрифты, цвет, таблицы, формулы, графику и др.

    Весь учебный материал для ускорения загрузки страниц разбит на небольшие фрагменты с гиперссылками для перехода к предыдущей и последующей страницам, к оглавлению. Помимо этого имеются также гиперссылки для перехода к другим разделам электронного учебника.

    Предусмотрена возможность хранения и предоставления в пользование сканированных материалов (книг, периодических изданий и т.д.) с навигацией по оглавлению и перехода от страницы к станице.

    Система предусматривает несколько категорий пользователей - преподаватели, студенты, зарегистрированные пользователи, гости и администраторы (методисты, руководители, наблюдатели и системные администраторы) со своими правами, возможностями и обязанностями.

    Функция преподавателя сводится к подготовке учебных материалов, отслеживания работы студентов (получаемые оценки за тестирование, дата и продолжительность работы обучаемых) и, при необходимости, - общению с учащимися. При тестировании могут быть использованы вопросы различных типов, в том числе, наряду с простыми вопросами типа "да/нет", выбором правильного ответа, последовательности, могут быть использованы вопросы более сложного вида - с анализом (пока очень простым) текстового ответа, а также задачи с ответом в виде одного или нескольких (до 3-х) чисел. Вопросы могут быть снабжены ссылками на справочник и пояснительный материал. Есть возможность использовать коэффициент сложности вопроса, задать шкалу оценок и время.

    Студент получает учебные материалы (программа курса, электронный учебник, предметный и именной указатель и др.), а также задания, возможность протестироваться в трёх режимах (обучение, с подсказкой и без подсказок), результаты тестирования с анализом ответов, средства общения (e-mail, Skype), в том числе - в режиме On Line.

    Администраторы (каждая группа в своей сфере) обеспечивают наполнение системы, обеспечивают её работу, могут следить за работой отдельных пользователей.

    Помимо этих категорий пользователей систему могут посещать зарегистрированные пользователи и посторонние (гости). Зарегистрированные пользователи могут использовать те или иные информационные ресурсы в соответствии с договором (помимо учебного материала в систему включены достаточно сложные разработки прикладного характера), а гости имеют очень ограниченные возможности ознакомительного характера.

    Использование языка высокого уровня, в противоположность написания, например, Java-скриптов или PHP-программ, позволило, с одной стороны, обеспечить защиту информации и самой программы от несанкционированного копирования и взлома на более высоком уровне, а с другой - облегчить создание расчётных программ любой сложности, что при подготовке технических специалистов является особенно важным. Использование расчётных модулей с графическим представлением результатов облегчает восприятие и усвоение учебного материала.

    Используются мультимедийные средства обучения, в том числе видеофрагменты.

    Система имеет интуитивно понятный и удобный интерфейс и не требует никаких специальных знаний от пользователей при работе с системой.     Программа постоянно совершенствуется и описание зачастую отстаёт от реального состояния.

    Созданное дополнительное программное обеспечение для первичной обработки и ввода данных, а также автоматическое отслеживание и корректировка информации позволили свести к минимуму количество обслуживающего персонала - для ввода информации и поддержания системы достаточно одного человека.

    Общие положения

    Подсистема "Преподаватель"

    Подсистема "Студент"

    Подсистема "Родитель"

    Подсистема "Абитуриент"

    Подсистема "Выпускник"

    Подсистема "Работодатель"

    Подсистема "Зарегистрированный пользователь"

    Подсистема "Гость"

    Подсистема "Администратор"

    Расчёт параметров и процессов